Клифф Блезински — апология EA и микротранзакций
Electronic Arts в последние дни сладко шокирует общество: сначала издатель-гигант объявил о планах интегрировать микротранзакции во все свои игры, затем — принялся
В своей
Оппонировать человеку, который теперь не хочет быть известным как Клиффи Би, легко. (Это неловкое чувство, когда самый популярный мальчик класса, спортсмен и гитарист, пытается умничать.) В принципе, любому… да, любому должно быть очевидно, что капиталистический рынок — это просто среда, в которой компании существуют; чтобы существовать, компании должны быть прибыльными, но цели компании не обязательно ограничиваются выживанием и даже ростом (безудержным или тщательно спланированным). И когда Клифф говорит, что цель Valve — заработать как можно больше денег, он неправ. Кабы так, Гэйб Ньюэлл даже не стал бы декларировать намерение «демонополизировать» Steam. Впрочем, можно заподозрить, что таким образом Ньюэлл хочет заработать еще больше денег; но в этом случае мы мыслим, как Блезински. Который, надо отдать ему должное, честный человек. Игры для Клиффа — продукты и ничто более, а слава является производной от денег; при этом Клифф является соавтором серии качественных мясных шутеров (все сходится). Что такое Gears of War? Качественный продукт. Что такое Half-Life 2? Качественный продукт — и одновременно нечто гораздо большее.
Соответственно, можно сравнить Блезински с Ньюэллом: оба успешные бизнесмены, но у Гэйба есть поверх этого несколько «этажей» (визионер, чувствующий ответственность за ПК как среду; идеалист с ценностями, не определенными исключительно рынком), а Клифф (увы) двумерен. Вот он пишет — дескать, нужно стремиться заработать на игре максимально возможное количество денег, потому что компании нужно отчитываться перед акционерами. Клифф, очевидно, запамятовал, что при капитализме компания может принадлежать одному лицу (или группе лиц) и акций не выпускать. Это тем более удивительно, что Epic Games — не акционерная компания, как и Valve. Впрочем, Valve ценит независимость и предложения о приобретении заворачивает, а Epic недавно продала часть себя китайской Tencent; показательно, не правда ли? В плоскости Клиффа («на консольном AAA-рынке») микротранзакции нужны, потому что бюджет проекта превышает $100 млн — «за счет телерекламы, промо-трюков, событий в честь запуска, клевых маркетинговых агентств, делающих “вирусняки”, дорогого жилья и офисного пространства в Сан-Франциско и swaaaaaaaag». А в плоскости Нотча $100 млн зарабатываются без телерекламы, маркетинговых трюков, событий в честь запуска, клевых маркетинговых агентств, делающих «вирусняки». А за свой swaaaaaaaag создатель Minecraft не платит — он сам сделал банальную черную шляпу крутой. И — Блезински пишет: не нравятся игры или DLC — не покупайте. Да само собой, Клифф.
UPD
Молодой человек по имени Джим Стерлинг с